Внутриматочная контрацепция

Один из наиболее распространенных методов предохранения от беременности в нашей стране. Однако за рубежом внутриматочная контрацепция уже не пользуется популярностью. 70-80 % женщин используют оральные контрацептивы. Внутриматочные спирали содержат медь, гестагены. Механизмы действия: ВМС нарушается имплантацию оплодотворенной яйцеклетки, что связано с ускоренной перистальтикой маточных труб и обусловленной этим неполноценностью, яйцеклетки или с отсутствием в эндометрии благоприятных для имплантации условий: медь оказывает бактерицидное и спермицидное действие.

Теории контрацептивного эффекта ВМС:

1. Теория абортивного действия. Происходит травматизация эндометрия спиралью, повышается тонус маточной мускулатуры в результате выделения простогландинов и эмбрион абортируется.
2. Теория ускоренной перистальтики маточных труб. Яйцеклетка попадает в матку преждевременно, т. к. маточные трубы усиленно перистальтируют, а так как трофобласт к этому времени неполноценен, яйцеклетка не имплантируется.
3. Теория асептического воспаления. Внутриматочный контрацептив как инородное тело вызывает полиморфноядерную лейкоцитарную инфильтрацию, что приводит к выделению большого количества макрофагов, увеличению выделения лизоцимы и возникает цитотоксический эффект. В результате этого нарушается цикличность развития эндометрия, что приводит к нарушению имплантации.
4. Теория сперматоксического действия. Фагоцитоз сперматозоидов макрофагами и добавления ионов меди усиливает сперматоксический эффект. ВМС должна вводится при определенных условиях и отсутствии противопоказаний.

Строение внутриматочной спирали и расположение в полости матки:

внутриматочной спирали

1 - горизонтальные гибкие плечики, 2 - ножка спирали с медной проволокой, 3 - нити для извлечения спирали, 4 - матка.

Медьсодержащие ВМС:

• Мультилоад Ку 375
  • Коппер-Т Ку 380A

Медьсодержащие ВМС для не рожавших женщин:

• Хоппер Т
  • Нова Т
  • Мини-Гравигард

Условия
Полностью обследованная женщина. Контрацептив вводят на 4-5 день менструации, возможно введение после аборта, родов. В течение первых 10 дней требуется наблюдение. ВМС устанавливается на 2-2.5 года.

Гормональные внутриматочные средства

Гормональные внутриматочные средства (спирали) - это аналоги обычных внутриматочных средств, содержащие гормон левоноргестрел. Надежность таких спиралей значительно выше, так как помимо эффекта «инородного тела», контрацептивное воздействие оказывает содержащийся в спирали гормон (левоноргестрел).

Небольшая доза гормона равномерно выделяется из спирали и изменяя эндометрий защищает от нежелательной беременности. Такое небольшое количество гормона не влияет на обмен веществ в организме! Использование гормональной спирали не может привести к увеличению веса, тошноте и т.п.!!!

Строение гормональной ВМС и расположение в полости матки:

гормональная ВМС

1 - горизонтальные гибкие плечики, 2 - гормонсодержащий циллиндр, 3 - нити для извлечения спирали, 4 - матка.

Гормональные, как и обычные спирали, устанавливает врач-гинеколог. Носить их можно не более 5 лет. На сегодняшний день существуют два вида гормональных спиралей:

Если вы решитесь использовать гормональные спирали для контрацепции, то не забудьте проверить себя и своего партнера на половые инфекции. Спираль не защитит вас от заражения заболеваниями, передающимися половым путем.