Пятый месяц беременности

Перечисленные ниже симптомы могут проявиться одновременно или поочередно через какие-то промежутки времени, могли начаться в предыдущем месяце или быть новыми. Возможно, появятся и другие симптомы, более редкие.

Физические симптомы:
- движение плода;
- увеличение количества выделений;
- боли в низу живота (результат растяжения связок, поддерживающих матку);
- запоры;
- изжога, расстройство кишечника, газы;
- переодические головные боли, обмороки, головокружения;
- кровотечение из десен;
- насморк и кровотечение из носа, заложенные уши;
- легкие отеки лодыжек и стоп, а иногда рук и лица;
- варикозное расширение вен голени или заднего прохода;
- учащенное сердцебиение;
- более легкое или более трудное достижение оргазма;
- боли в спине;
- изменение пигментации кожи на животе и (или) лице;
- повышенный аппетит;
- судороги ног.

Эмоциональное состояние:
- полное сознание того, что вы - в положении;
- более редкие изменения настроения, но могут продолжаться приступы раздражительности и рассеянности.

Матка поднимается все выше и Ваш живот уже может выступать вперед. Теперь это явление будет нарастать вместе со сроком беременности. Возможно, у Вас уже сейчас появятся некоторые затруднения с дыханием, поскольку внутренние органы брюшной полости поджимают диафрагму вверх, тем самым немного притесняя свободные движения Ваших легких. Обычно это продолжается до тех пор, пока плод не опустится глубже в полость Вашего таза. При первой беременности это обычно случается за несколько недель до родов, а при последующих беременностях - непосредственно перед родами.

5 месяц (17-20 недели)

сформирована нервная система

В основном сформирована нервная система, органы дыхания, кроветворения и пищеварения. На руках и ногах начинают расти ноготки. Замечается отложение подкожной жировой клетчатки, за исключением лица, поэтому кожа на лице у пятимесячного плода морщинистая, что придает ему вид старичка. К этому времени возникает сосательный рефлекс.

Рост головки замедляется

Рост головки замедляется м она уже составляет третью часть длины плода. Начинают расти волосики на головке.
Длина плода в среднем 25 см, вес 300-400 г. Сердцебиение плода начинает прослушиваться обычным стетоскопом.
Вес матери к этому периоду увеличивается приблизительно на 4 кг.