Злокачественные опухоли

Рак шейки матки – достаточно распространенное онкологическое заболевание женщин. Обычно опухоль возникает на фоне предраковых состояний, к которым относят: эрозию, кондиломы на шейке матки, лейкоплакию, рубцовые изменения после родов и абортов, а также изменения свойств клеток шейки матки, возникшие в результате длительно текущих воспалительных процессов.
Среди основных причин рака шейки матки следует выделить вирусные инфекции (папилломавирус и герпес), раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, травмы шейки матки в родах, курение. Наиболее часто РШМ регистрируется в старших возрастных группах (старше 45 лет).
Наиболее частые жалобы пациентов при РШМ и эндометрия – кровянистые выделения, особенно после полового акта, между менструациями. Возможно присоединение болей в спине и ногах, отек ног, появление крови в моче. Однако эти признаки характерны для 2-3 стадий заболевания. Ранние стадии и предраковые состояния могут клинически не проявляться, однако достаточно легко выявляются при осмотре.
Шейка матки представлена влагалищной частью, покрытой многослойным плоским эпителием и эндоцервикальной, покрытой цилиндрическим эпителием. В зоне наружного зева многослойный плоский эпителий переходит в цилиндрический. Переходная зона эпителия является местом образования предраковых процессов и рака шейки матки.
Учитывая то, что РШМ обычно начинается с предрака, хороший диагностический эффект дают скрининговые обследования (регулярный осмотр гинеколога). Это позволяет уже на стадии предрака заметить и начать лечение патологии. Выявляемые цитологические признаки мазка при скрининговых исследованиях включают следующие градации:

1. Цитограмма без особенностей (норма).
2. Воспалительный тип мазка (высокий риск предрака)
o c дисплазией
o трихомонады, грибки (с дисплазией эпителия)
o пролиферация цилиндрического эпителия (умеренная, выраженная)
3. Дисплазия (предрак)
o слабая степень,
o умеренная степень,
o выраженная степень
4. Подозрение на рак.
5. Рак.

В случае подозрения на рак необходимо провести верификацию диагноза и установить стадию заболевания (определить форму опухолевого роста, его связь с окружающими структурами), оценить функциональное состояние других органов и систем. Также используются методы дополнительного исследования:
Лечение рака шейки матки существенно зависит от стадии процесса и требует отдельного рассмотрения. Следует отметить лишь тот факт, что при лечении первой стадии заболевания 5-летняя выживаемость пациентов составляет более 95%.
Гормонально активные опухоли яичника
Женские половые железы в процессе внутриутробного развития формируются из «женской» и «мужской» части – целомического эпителия и мезенхимы яичника, которые в дальнейшем заселяются женскими половыми клетками – гоноцитами. Затем «мужская» часть подвергается инволюции, становится рудиментом, который располагается в воротах яичника. Именно в силу таких особенностей гормонально активные опухоли яичника могут быть как «женского» или феминизирующего, так и «мужского» или вирилизирующего типа.

К феминизирующим опухолям относятся:

• гранулезноклеточная опухоль
• текаклеточная опухоль
• смешанные опухоли.

К вирилизирующим опухолям относятся:

• андробластома
• аренобластома
• липоидоклеточная опухоль.

К смешанным (со свойствами мужского и женского типа) опухолям относятся гинандробластома и гонадобластома (гоноцитома).
Гранулезеклеточная опухоль в 30% случаев не обладает гормональной активностью, что несколько затрудняет своевременную диагностику и лечение. Опухоли бывают размером от нескольких миллиметров до 30-40 см. Примерно в 10% случаев такие опухоли озлокачествляются.
Наиболее часто опухоль развивается после 45 лет, в детском возрасте встречается редко и почти не встречается в репродуктивном возрасте. В случае развития опухоли в детском возрасте наблюдаются признаки преждевременного полового созревания.

Рак предстательной железы (простаты).

Рак предстательной железы обычно отличается медленным и злокачественным течением. Это означает, что опухоль растет сравнительно медленно (с момента появления микроскопической опухоли в простате до последней стадии рака проходит в среднем 10-15 лет). Столь широкое распространение рака простаты ставит его в ряд наиболее важных социальных проблем современности.
Болезнь практически не возникает раньше 40 лет и становится все более частым явлением с каждым последующим десятилетием жизни. Самое коварное в этом заболевании то, что практически отсутствуют ранние симптомы болезни. Человек живет, работает, радуется жизни, в то время как начальные стадии рака простаты, когда полностью возможно избавиться от заболевания начинают свою разрушительную деятельность. Когда появляются симптомы болезни, лечить ее может быть уже поздно.
Одним из наиболее значимых факторов развития болезни являются гормоны. С возрастом благодаря особенностям гипоталамической регуляции усиливается продукция тестостерона яичками. Увеличение уровня тестостерона является стимулирующим фактором для предстательной железы. Здесь вполне уместно проведение аналогии с развитием онкопатологии в женском организме, где похожую роль выполняет рост продукции эстрогенов по отношению к развитию рака молочной железы и яичников.
Врачи нашей клиники считают, что существует несколько основных факторов, способствующих развитию рака простаты.

1. Окружающая среда
Сейчас диагностируются четыре обширные стадии рака железы: начальная, продвинутая, прогрессирующая и распространившийся рак (метастазы).
Большие различия появляются в продвинутой, прогрессирующей и метастатической стадиях. Некоторые из факторов, ответственные за последние три стадии и превращающие «скрытую» форму в смертельную болезнь — это факторы окружающей среды. Когда человек меняет окружающую среду, то подвергается риску рака, характерного для этой «новой» среды.

2. Генетическая предрасположенность (наследственность)
Существует генетическая предрасположенность к раку предстательной железы, т. е., если заболевание встречалось ранее у кого-то из ближайших родственников, то у мужчин в этой семье шансы заболеть увеличиваются, причем увеличивается вероятность заболеть в более молодом возрасте, когда мужчина даже не задумывается о пользе прохождения ежегодного осмотра.

3. Диета
Питание само по себе, по-видимому, не может вызвать рак предстательной железы. Мужчины, потребляющие пищу с высоким содержанием клетчатки и малым количеством жира, имеют меньше шансов заболеть раком железы. В одном из исследований было показано, что смертность от рака простаты в 32 странах тесно связана с потреблением животных жиров (не растительных).
Диета, в которой мало жиров и много клетчатки, снижает уровень тестостерона в крови (мужской половой гормон из группы стероидных гормонов), который, в частности, играет важную роль в развитии рака предстательной железы. Такая диета снижает риск рака простаты у любого мужчины.

4. Особенности местности проживания
При сопоставлении географического распределения солнечного ультрафиолета с количеством смертей от рака предстательной железы было выявлено, что наибольшая смертность от рака отмечена на севере и наименьшая на юге. Количество же ультрафиолета распределялось совершенно обратным способом. Таким образом, ультрафиолетовое излучение может защитить от развития клинического рака простаты, а витамин D, называемый замедлителем опухолей, каким-то образом замедляет или предотвращает развитие рака простаты.

5. Род занятий
Некоторые исследования показывают, что крестьяне и механики больше рискуют заболеть раком простаты. На развитие рака простаты оказывает влияние кадмий — микроэлемент, присутствующий в табачном дыме и алкалиновых батарейках. С высоким уровнем кадмия приходится иметь дело сварщикам и гальваникам, рабочим типографий, резинового производства. Исследователи полагают, что воздействие кадмия увеличивает риск возникновения рака предстательной железы.

6. Курение
На данный момент прослеживается только слабая связь между курением и этим заболеванием. Не стоит, по-видимому, забывать, что курение, приносящее никотин и множество токсичных веществ в каждую клетку тела, наверняка не уменьшает риск заболеть раком предстательной железы.

Вот почему так много усилий вкладывается в скрининг (поиск среди большого количества практически здоровых людей) и раннюю диагностику. Диагностика рака предстательной железы как правило начинается с индивидуального или скринингового пальцевого обследования прямой кишки. Кроме того, довольно часто с этой же целью применяют ультразвуковое исследование, определение простат–специфического антигена. При подозрении на рак проводится биопсия простаты. Учитывая тот факт, что поражение простаты чаще «мелкогнездное», ни один из этих видов диагностики не дает 100% гарантии выявления заболевания или 100% точности постановки диагноза.

Лечение рака простаты на современном этапе зависит от многих факторов, а потому, включает в себя практически весь набор основных методов: терапевтических и хирургических. Наиболее часто лечение сводится к трем методам:

1. Гормонотерапия. Может включать в себя терапию эстрогенами, воздействие на надпочечники, гипоталамус, яичники.
2. Химиотерапия. Чаще всего используется при выявлении метастазов рака простаты.
3. Хирургическое лечение. Возможна радикальная простатэктомия и органосохраняющая операция на предстательной железе, кастрация (сегодня применяется редко). Хирургическое лечение часто сочетается с лучевой терапией.
4. Лучевая терапия:
o Брахитерапия. Введение радиоактивных веществ внутрь железы.
o Наружная лучевая терапия в дозе 70-80 Грей.

На данный момент способов полного излечения распространенного рака простаты нет. Наши надежды сократить число смертей от рака простаты основаны на 2-х тактиках — ранней диагностике и эффективном лечении болезни в ее начальной стадии.
Профилактика рака простаты. Учитывая тот факт, что многие исследователи к существенным факторам риска относят диету и образ жизни в целом, рекомендуются:

• снижение калорийности пищи, преимущественно за счет снижения потребления животных жиров.
• увеличение потребления растительных продуктов (свежей зелени, фруктов, овощей)
• снижение потребления раздражающей пищи (большого числа специй, кофе, алкоголя и т.п.)
• ограничение потребления жидкости на ночь (профилактика переполнения мочевого пузыря)
• активный образ жизни.