Фибромиома матки

Фибромиома матки - лечение

Фибромиома матки или, точнее, лейомиофиброма - опухоль из гладкомышечной ткани матки с выраженным соединительнотканным компонентом. Миома (лейомиома) матки в чистом виде встречается редко. Так, фибромиома с узлами, находящимися в средней части миометрия имеет соотношение мышечной и соединительнотканной частей 2:1и больше напоминает истинную миому. В подбрющинных узлах фибромиомы данное соотношение составляет 1:3.

Фибромиома матки

К причинам развития фибромиомы относят, прежде всего, стимулирующее влияние гормонального фона на миометрий. Установлено, что повышенный эстрогеновый фон наблюдается не у всех больных, но при этом развивается нарушение обмена эстрогенов и функции желтого тела, изменение чувствительности матки к действию гормонов.
Определенную роль в возникновении и развитии миомы матки играют нарушения в системе гипоталамус - гипофиз - яичники - матка. Хотя конкретных данных в этой связи мало, большинство авторов сходятся на мысли, что с момента начала пубертата до начала климакса уровень эстрогенов в крови увеличивается примерно в 3 раза и именно этот фактор следует считать если не причинным, то одним из важных пусковых моментов. Имеет значение и наследственность, т.е. в семьях, где были фибромиомы и поликистоз яичника риск развития фибромиом у прямых родственников значительно выше.
Развитие фибромиомы матки наиболее часто характеризуется образованием множественных узлов разнообразной величины. Одиночные узлы встречаются редко. Наиболее частая локализация узлов – по средней линии, возле трубных узлов и боковых отделов шейки матки, где имеются тесные переплетения мышечных волокон. Довольно часто узел начинает расти внутри мышечного слоя. За пределы матки часто миома растет на мышечной ножке. Иногда ножка бывает настолько тонкой, что способна перекручиваться и вызывать осложнения течения заболевания. Простая миома, пролиферирующая миома и предсаркома обычно являются стадиями развития злокачественного заболевания - саркомы, а потому своевременное лечение фибромиомы является наиболее эффективным способом профилактики развития лейомиосаркомы.

Клиника фибромиомы

Клиника зависит от типа роста опухоли, ее локализации и некоторых других факторов. При медленном росте узлов заболевание годами может протекать без каких-либо проявлений, невзирая на довольно крупные размеры фибромиомы к моменту ее выявления. Быстрый рост опухоли дает более выраженную симптоматику, поэтому такие пациенты попадают в хирургическое отделение по прошествии 1-2 лет от начала заболевания.
Пациенты обращаются к врачу, когда обнаруживают кровотечение, связанную с ней анемию, боли внизу живота, симптомы со стороны мочевого пузыря и других соседствующих органов. Кровотечение обычно проявляется в виде обильных месячных (со сгустками, более 5 дней), но затем может трансформироваться в случаи кровотечения вне месячных.
При длительном течении заболевания наблюдаются нарушения функции яичников вплоть до отсутствия овуляций или нарушения функции желтого тела, что приводит к еще более выраженным гормональным сдвигам. Эти сдвиги считаются стимулирующим фактором в развитии кистозных изменений яичников, а также гиперплазии эндометрия. С наступлением менопаузы наблюдается уменьшение размеров опухоли. Если размер опухоли за год увеличивается на 5 недель беременности, то необходимо тщательное обследование для исключения злокачественного перерождения миомы в саркому.

Диагноз фибромиомы

Диагноз ставиться без затруднений уже при обычном гинекологическом осмотре. При подозрении на подслизистую фибромиому иногда необходимо гистероскопическое обследование (осмотр полости матки). Большое значение в диагностике имеют средства медицинской визуализации, среди которых ведущее место отводиться ультразвуковому исследованию. Используются также магниторезонансная томография, рентгенологические и некоторые другие методы.

Лечение фибромиомы

Преимущественно хирургическое. Сегодня стараются применять органосохраняющие операции. Однако при быстром росте опухоли, подозрении на малигнизацию, больших размерах опухоли проводятся радикальные операции: ампутация матки, экстирпация матки.
Но современная хирургия способна удалять даже крупные миомы лапароскопически, что создает дополнительные возможности лечения для врача и пациента. Иногда можно обойтись и без оперативного вмешательства. В этих случаях проводится медикаментозное торможение роста опухоли за счет комплексного лечения гормональными и негормональными препаратами.