Доброкачественные опухоли яичников

Симптомы доброкачественной опухоли яичников

Папиллярные кистомы более разнообразны по строению и размерам и наиболее часто встречаются в репродуктивном возрасте. Симптомы развиваются раньше, чем при других опухолях яичников. Обычно у таких пациентов неблагоприятный инфекционный фон. Наблюдается нарушение менструальной и детородной (репродуктивной) функции. Наиболее ранний и частый симптом - боли внизу живота и пояснице. Боль может отдавать в нижние конечности. Однако острая боль возникает в основном лишь при перекруте ножки опухоли. Наблюдаются дизурия (нарушение мочеиспучскания), расстройства стула, слабость, плохой сон и аппетит, но в ряде случаев возможно бессимптомное течение заболевания.

Диагностика заболевания проводится на основании клиники, осмотра, ультразвукового исследования и некоторых других вспомогательных методов. Подобные опухоли довольно часто малигнизируют (озлокачествляются).

Лечение оперативное, по возможности органосохраняющее. Прогноз при своевременном удалении кистомы благоприятный.

Муцинозные кистомы имеют округлую форму, долчатую структуру, блестящую поверхность. Величина опухоли может сильно варьировать плоть до гигантских размеров. Опухоль чаще развивается у женщин старше 40 лет. Менструальная функция чаще всего не страдает. Рост опухоли медленный, поэтому длительное время кистома может ничем себя не проявлять.

Основные симптомы связаны лишь с увеличением размера опухоли. Наиболее частые симптомы - тяжесть или тупая боль внизу живота, запоры, нарушение мочеиспускания, увеличение размеров живота. Муцинозная кистома часто сочетается с другими опухолями половых органов.

Диагноз ставится на основании клиники, осмотра, данных УЗИ.

Лечение хирургическое, объем операции зависит от возраста женщины и размеров кисты. Прогноз благоприятный.

Псевдомиксома яичника - разновидность муцинозной кистомы. Часто поражает оба яичника. Симптоматика схожа с муцинозной кистомой, специфические признаки отсутствуют. Иногда заболевание маскируется под хронический аппендицит или опухоли брюшной полости. Часто пациенты обращаются к врачу из-за роста размеров живота. При больших размерах опухоли симптоматика становится более разнообразной.

Лечение оперативное - немедленная радикальная операция.

Прогноз при псевдомиксоме яичника серьёзный, т.к. капсула кистомы имеет склонность к разрыву. Невзирая на доброкачественность течения, больные часто погибают от развивающегося истощения.
Соединительнотканная опухоль яичника (фиброма) имеет овоидную форму, обычно повторяющую форму яичника. Развивается чаще после 40 лет обычно на фоне частых нарушений менструальной и детородной функции. Часто сочетается с фибромиомой матки или кистой яичника. Фиброма яичника почти всегда сопровождается синдромом Мейгса - асцитом (накоплением жидкости в брюшной полости) и/или гидротораксом и/или анемией. Фиброма обычно растет медленно.

Осложнения фибромы - перекрут ножки, некроз и нагноение опухоли. Малигнизация встречается редко.

Лечение оперативное и зависит от размеров опухоли, возраста женщины, а также некоторых других сопутствующих условий.

Прогноз в отсутствие осложнений благоприятный.

Гормонально активные опухоли яичников дают более яркую симптоматику и порой вызывают необходимость привлечения эндокринологов.

Диагностика таких опухолей обычно не вызывает серьезных затруднений, хоть и требует дополнительных методов исследования. Малигнизация гормонально активных опухолей происходит редко.

Лечение хирургическое.

Прогноз при удалении опухоли благоприятный